Адаптация и ремонт КПП Easytronic и АКПП

Адаптация и ремонт КПП Easytronic

Транснациональная компания Opel — одна из немногих автомобильных компаний, которая устанавливает на свои автомобили коробки передач только собственного производства. Кроме того, Opel — это единственная компания, массово выпускающая механическую коробку передач с сервоприводом механизма переключения и с электронным блоком управления (ЭБУ) Easytronic. Другое название — роботизированная (механическая) коробка переключения передач (РКПП). РКПП сочетает в себе надежность механической коробки с высокими адаптивными характеристиками электронного блока управления

По своим эксплуатационным возможностям РКПП моделей F13 MTA/F17 MTA занимают промежуточное положение между механической и автоматической коробками передач, но взяли лучшие качества от обоих типов. В состав узла переключения передач входят:

  • Механическая коробка переключения передач с механизмом сцепления.
  • Гидравлический сервопривод.
  • Электронный блок управления сервоприводом, который принимает сигналы от множества датчиков (датчики частоты оборотов коленвала, положения дроссельной заслонки, скорости, ускорения и др.).

По степени надежности составляющие располагаются в том же порядке. Надежность механической коробки передач выше всяких похвал и требует только своевременной замены масла. Сервопривод имеет единственное подвижное и нагруженное звено — гидравлический насос, щетки которого подлежат замене вместе с заменой масла. Наиболее слабым звеном РКПП является ЭБУ, что связано не с качеством электроники или алгоритмом управления, а с условиями работы, как климатическими, так и эксплуатационными (манера вождения, выполнение правил ручного или автоматического управления коробкой).

Другой причиной относительно низкой отказоустойчивости (опять же, в сравнении с «чистой» механикой или АКПП) является наличие распределенных датчиков, каждый из которых может инициировать сбой работы системы переключения. К чести разработчиков алгоритма управления, надо сказать, что индикация большинства сбоев не приводит к остановке автомобиля, как и тот факт, что большинство замечаний к работе РКПП в ходе эксплуатации (чаще всего, рывки при переключении в одном направлении) устраняется адаптацией данных электронного блока к текущему состоянию автомобиля. Рекомендуемая частота адаптации — 10…15 тыс. км.

Необходимость проведения процедуры адаптации — это «плата» за комфорт и стабильность движения, и необходимое условие длительной эксплуатации силовой и ходовой частей автомобиля. Признавая способности народных умельцев, работы, связанные с адаптацией ЭБУ Изитроник или АКПП фирмы Opel, рекомендуется проводить в специализированных центрах.

Ремонт АКПП Opel

По сложности технологии изготовления и насыщенности электроникой современная автоматическая коробка переключения передач (АКПП) не уступает сложности изготовления самого двигателя. Поэтому, автомобилестроители используют агрегаты, которые изготавливаются на специализированных предприятиях (например,  "AISIN AW CO., LTD.,"Япония) или изготовленные по лицензии.

Весь модельный ряд автомобилей Opel содержит позиции с комплектацией АКПП Aisin Warner AF-17 (AW60-42LE) или AF13 (AW60-41SN). Встречаются модели AF14…AF20, но это модификации AW50-42LE/LM с небольшими техническими различиями. АКПП AF13/17 перекрывают модельный ряд двигателей с объемом 1,3…1,8 литра, притом что, эти коробки имеет самые маленькие габариты при полном наборе необходимых функций.

Коробка передач типа AF13/17 работает по принципу замкнутого и самодостаточного агрегата и состоит из:

  • узла планетарного механизма;
  • гидротрансформатора (преобразователя вращения);
  • гидромуфт сцепления (фрикционов) и тормозных лент;
  • узла насоса с радиатором охлаждения;
  • электронного блока управления.

Коробку автоматического переключения передач можно сравнить с «черным» ящиком, электронный блок которого анализирует внешние данные на входе (от двигателя) и выходе (к колесам) и сравнивает их с константами алгоритма управления. Конструкция, технические характеристики используемых материалов и трансмиссионного масла рассчитаны на весь период эксплуатации при соблюдении определенных условий. Конструктивно это оформлено в виде неремонтируемых узлов, которые подлежат только замене. Ремонт (как правило, капитальный) возможен в условиях специализированных мастерских (сказывается политика компании в вопросах качества сервиса — отсутствие в свободной продаже запасных частей АКПП).

Электронный блок управления АКПП «перепрошивается» на ту же программу (перезагрузка). В этом заключается кардинальное отличие от электронного блока РКПП, который может адаптироваться к техническому состоянию трансмиссии программным способом.

АКПП Aisin Warner AF-13/17 настолько надежны, что в ходе эксплуатации требуют только замены масла через 50…70 тыс. км пробега и все причины замечаний к работе коробки, за редким исключением, можно установить лишь инструментальным способом.

Самые распространенные причины сбоев в работе АКПП:

  • Непрофессиональная диагностика первых признаков неполадок.
  • Неполная замена масла, и, тем более, маслом не соответствующего качества.
  • Пренебрежение правилами эксплуатации (агрессивная езда, выбор несоответствующих режимов и пр.).

В случае с АКПП, надо понимать, что провести диагностику и качественную замену масла обойдется, как минимум, на порядок дешевле транспортировки, простоя и ремонта.