Гидрокомпенсаторы: причины неисправности и ремонт

Работа двигателя в первые секунды после его запуска сопровождается характерным «цоканием». Этот звук является признаком работы так называемых гидрокомпенсаторов или гидротолкателей. При исправном моторе по мере его прогревания звук исчезает. Если же гидрокомпенсаторы неисправны, то шум по-прежнему будет слышен.

Какие факторы могут привести к такой неисправности двигателя и, как можно ее устранить? Попытаемся разобраться в этой проблеме.

Основным фактором, влияющим на работу гидрокомпенсаторов, является качество рабочей жидкости. Необходимо проследить, чтобы масло было чистым. Недопустимо присутствие в нем каких-либо механических примесей. Низкокачественное масло приводит к ускоренному износу в плунжерной паре. Устранить проблему можно лишь путем замены неисправного гидрокомпенсатора.

Как определяется неисправный гидрокомпенсатор?

Таким образом, гидрокомпенсатор выходит из строя в основном из-за загрязнения масляных каналов и износа рабочих поверхностей. Есть несколько способов определения неисправного гидрокомпенсатора. Один из них состоит в проверке его работы нажатием на него каким-либо твердым предметом. Можно использовать обычную отвертку или лучше медную выколотку.

Исправный гидротолкатель оказывает значительное сопротивление силе нажатия. Гидрокомпенсатор, поддающийся  слабым усилиям, обязательно подлежит замене.

Стук в гидрокомпенсаторах: причины появления

Проанализируем возможные причины появления неисправностей гидрокомпенсаторов в отдельных случаях и способы их устранения.

  1. Шум появляется при запуске двигателя и исчезает через несколько секунд. В этом случае появление шума не связано с неисправностью. Он вызван вытеканием масла из гидрокомпенсаторов в связи с длительной стоянкой и прекращается при восполнении масла.
  2. Гидрокомпенсаторы стучат при холодном и горячем двигателе, но звуки исчезают при увеличении частоты вращения распредвала. Неисправность может быть вызвана тем, поврежден или изношен шарик обратного клапана. Необходимо заменить гидрокомпенсатор. Другая причина – продукты износа загрязнили механизм гидротолкателя (вызвана несвоевременной заменой масла или его низким качеством). Удалить загрязнения с деталей механизма. Пользоваться только рекомендуемым маслом.
  3. Стуки появляются только в горячем двигателе и пропадают после увеличения числа оборотов. Остывший двигатель не создает шума. Причина в том, что масло перетекает через зазоры в плунжерной паре. Увеличение зазоров вызвано износом рабочих поверхностей. Необходимо заменить изношенный гидротолкатель.
  4. Шум в гидрокомпенсаторах появляется при значительных оборотах распредвала, на низких – отсутствует. Возможно несколько причин: вспенивание масла коленвалом в случае переполнения картера; попадание воздуха в механизм через масляный насос при недостаточном уровне масла в картере; из-за повреждения маслоприемника. В первом и во втором случаях нужно довести уровень масла до отметки. В последнем – отремонтировать или заменить дефектные детали.
  5. Появление постоянного шума, вызванного одним или несколькими клапанами независимо от числа оборотов коленвала. Причина неисправности – появился зазор между гидротолкателем и кулачком распредвала (повреждены или загрязнены детали механизма). Технология устранения: снять крышку ГБЦ; в положении кулачков распредвала выступами вверх, проверить зазор между ними и толкателями поочередно; утапливая очередной гидрокомпенсатор, сравнить скорость его перемещения с соседними. Если вы обнаружили зазор или повышенную скорость перемещения, следует разобрать этот гидротолкатель и удалить загрязнения или заменить его новым.

Следуя предложенным инструкциям, вы можете попытаться самостоятельно отремонтировать или заменить неисправный гидрокомпенсатор. Однако, опытные водители эту работу доверяют специалистам. Только тогда у вас будет гарантия на качественный ремонт. Автосервис OPELOT – оптимальное решение для ваших двигателей!