Ходовая

Ходовая часть автомобиля является сложной системой механизмов, основным предназначением которых выступает поддержка работы колёс и несущей части. Перемещение транспорта невозможно без ходовой, обеспечивающей комфортную езду без колебаний корпуса. Компоненты системы скоординированы, что позволяет подавлять воздействие, полученное с дорожного полотна, поддерживать и транслировать силу движения. Колеса напрямую связаны с кузовом благодаря зависимой или независимой подвеске. В салоне ощущаются «неспешные» вибрации большой амплитуды и ускоренные колебания с малым смещением относительно оси. Мягкая обшивка, подушки двигателя и КПП, изготовленные из резины, защищают человека от отклонений быстрого ряда. От неспешных «толчков» ограждает высокий показатель упругости подвески и резиновые составляющие колеса.

Компоненты ходовой системы:
— Рамочная конструкция;
— Подвески колёс переднего и заднего вида;
— Диски и покрышки авто.

Подвеска автомобиля
Система подрессоривания, коей и является подвеска, состоит из многочисленных узлов и механизмов. Основная роль подвески — служить соединительным звеном между кузовом и дорогой. Смягчение силы трения происходит за счёт разнородных колебаний кузова — вертикальных, угловых, продольных, поперечно угловых, которые «отвечают» за плавность езды.

Подробнее рассмотрим принципы соединения колёс и кузова. К примеру, на традиционной телеге, которую даже в наше время можно встретить в селе, «ездок» ощущает на себе все неровности дорожного полотна. Это происходит за счёт жёсткого крепления колёс с рамой. При передвижении на большой скорости такое транспортное средство просто разваливается. Жёсткость соединительных звеньев обуславливает неустойчивость всей конструкции.

Неустанная работа конструкторов привела к повышению амортизирующих качеств авто. В современных моделях пассажирам не приходиться испытывать выше указанные неудобства. Чтобы более наглядно обозначить, чем же всё-таки является подвеска, можно поднять автомобиль на небольшую высоту. Колеса при этом опустятся вниз — повиснут на элементах крепления. Именно этот набор механизмов и является подвеской авто. Пружины и рычаги шарнирного типа выполнены из металла, обладают высокой прочностью для корректного перемещения колёс вдоль кузова. Хотя с практической стороны именно кузов перемещается относительно сцепленных с дорогой колёс.

Тип подвески

Подвеска является ведущим элементом ходовой системы. Она может быть как зависимого, так и независимого типа. При зависимой конструкции колеса находятся на жёстко закреплённой оси. Смена угла одним из колёс сразу отражается на парной с ним детали, что особо заметно на неровной трассе.

Независимая подвеска является более «гибкой» в плане передвижения. Колеса находятся на разных осях — изменение траектории одним из них никак не отражается на втором.

Если подвеска жёстко закреплена по отношению к кузову, то смягчения, генерируемого шинами, оказывается недостаточно. Кузов движется с большим смещением и ускорением вертикального вида. Дополнительный элемент упругости, внедрённый в систему, позволит смягчить отдачу от дороги. Пружины и рессоры позволяют снизить амплитуду колебаний, но при этом, образуется инерционный заряд — кузов длительное время будет совершать вибрирующие движения. Именно этот факт делает управление автомобилем с упругой подвеской затруднительным. Кузов раскачивается в по различным векторам — вероятность совпадения резонанса высока (отклик от неровности происходит одновременно со сжатием подвески при длительном колебании).

Современные системы гашения вибрации помимо упругих деталей оснащены ещё и демпфером (амортизирующим элементом). Смягчение колебаний происходит благодаря слаженной работе пружин, поглощающих большую часть заряда. На неровном полотне спираль сжимается, для возвращения в нормальное состояние она использует большой заряд энергии, который превышает возможности сглаживания. Зарождающиеся колебания, способные помешать корректной езде, поглощаются амортизирующей системой. Период движения пружины до возвращения её в первоначальное состояние уменьшается до 0,5-1,5 циклов.

Сцепление с дорогой обеспечивают не только шины авто. С этой целью транспортное средство оснащено упругими и демпфирующими деталями гашения колебаний (амортизатор, пружина и т.д.), а также дополнительными компонентами (сайленблоки, буфер хода сжатия). Согласованное взаимодействие всех систем и кинематическая совместимость обеспечивают плавное движение.

Для «здоровой» работы авто между кузовом и дорожным полотном должны присутствовать:

— Оболочки колёсного диска (шины);
— Ведущие компоненты упругости;
— Дополнительные компоненты упругости;
— Направляющие детали подвески;
— Элементы для демпфирования.

Резинотканевая оболочка с металлической рамой является элементом, первостепенно воспринимающим ухабы и выбоины. Упругость шин ограничена, поэтому они не могут полноценно смягчить полученные вибрации. Исправность подвески идентифицируется благодаря состоянию шин: несимметрично истёртая поверхность указывает на недопустимую работу амортизаторов, которые не дотягивают до нижнего предела.

Упругие элементы основного ряда представлены пружинами и рессорами. Предназначение этих деталей — препятствование изменению уровня кузова, что обеспечивает более плотный контакт авто с трассой. Показатели упругости пружин трансформируются при длительной эксплуатации, металлические составляющие стираются вследствие работы на высоких нагрузках. Эти факторы ухудшают управляемость авто, так как длина дорожного просвета снижается, установочные углы колёс сбиваются, симметричность нагрузок на них нарушается. Многие водители ошибочно считают, что массу машины удерживают амортизаторы, но это не так — именно пружины обеспечивают достаточный клиренс. Первые показатели снижения расстояния между «днищем» авто и дорогой указывают на необходимость замены вышедших из строя пружин.

Детали упругости дополнительного ряда регулируют степень подавления колебаний большой частоты, сформированных в результате контакта между металлическими компонентами. Без дополнительных элементов период эксплуатации подвески снижается. Наибольшему износу поддаются амортизаторы, что происходит из-за разрушения клапанных пружин. Резинометаллические элементы соединения должны регулярно подвергаться осмотру. Таким образом, Вы сможете выявить малейшие сбои в работе системы и обеспечить себе полноценное передвижение на любой дороге.

Направляющие устройства, которые представлены системой рычагов, торсионов или рессоров, отвечают за кинематические характеристики перемещения колёс касательно кузова. Эти детали должны обеспечить вращение колёс в одной плоскости при изменении условий сжатия подвески при сокращении и при отбое. Близкие к вертикальной позиции при колебании и перпендикулярно размещённые к дороге колеса являются идеальным фактором для движения. Если показатели геометричности передвижения нарушены — управляемость авто резко снижается, шины и элементы подвески изнашиваются в ускоренном режиме.

Демпфер предназначен для смягчения колебаний, полученных в результате езды на неровном полотне и развития инерционных сил. Влияние вибраций на пассажиров снижается. Элемент амортизации упрощает возможность колебания неподрессоренных масс — детали, непосредственно контактирующие с дорогой — касательно кузова, что улучшает контактные показатели при передвижении.

Для уменьшения кренов при повороте используется стабилизатор поперечной устойчивости авто. При исполнении маневра одна часть кузова опускается, а вторая буквально взлетает в воздух. Стабилизатор обеспечивает полноценный контакт колёс по обе стороны от кузова, прижимая поднявшуюся часть к земле. При прохождении препятствия стержень стабилизирующего элемента закручивается, накопленный импульс создаёт условия для возвращения колеса к первоначальной позиции.