Прогревать или не прогревать двигатель перед поездкой?

В этой информационной статье Вы найдёте ответ на вопрос — стоит ли прогревать мотор перед использованием авто. Вы узнаете все преимущества и недостатки прогрева, будет рассмотрен метод дистанционного зажигания двигателя в контексте системы автозапуска.

Климатические особенности региона влияют на рабочие характеристики авто. Перепады температуры в умеренном поясе составляют -20-+20 °C. Условия эксплуатации транспортного средства при этом должны соответствовать ряду требований — наличие качественного масла, и дополнительный прогрев двигателя перед поездкой.

Что же происходит, если мотор не прогревается до своей рабочей температуры (в среднем 90 °C) перед запуском? После длительного ночного «перерыва» происходит изменение вязкости моторного масло — вещество загустевает. Положение ухудшается, если машина долгое время находится на парковке, особенно при низкой температуре. Многие водители не придают значения тому, что после холодной ночи стартер не спешит выполнять преобразовательную функцию — трансформировать электронную энергию в механическую. Хотя при длительной езде авто заводится «с полоборота». Объяснить такую особенность поможет изучение характеристики работы двигателя.

Незначительное, со стороны водителя, изменение температуры (3-5 °C) приводит к промерзанию авто. Холод воздействует не только на моторное масло, но и на другие рабочие жидкости — нерастворимые вещества, находящиеся в коробке передач и редукторе. Коробка автомат подвержена тем же проблемам, что и механическая КПП, ведь там присутствует трансмиссионное масло. Если рассматривать АКП Субару, которая имеет двухсекционный вид (роторно-поршневой двигатель) — в первой секции находится передний редуктор со смазочной смесью, вторая состоит из фрикционов, клапана и других частей с АТФ-маслом (густеет не так интенсивно как трансмиссионное). При замерзании жидкие компоненты двигателя теряют большинство своих защитных свойств. Холодный пуск является ударом в самое «сердце» авто, поэтому перед тем, как начать движение с непрогретым мотором, стоит хорошенько подумать.

Таким образом, вопрос необходимости прогрева двигателя отпадает сам собой, разберёмся, как правильно производить «горячий» запуск авто. Перед тем, как запустить мотор выжмите сцепление — эта манипуляция призвана облегчить работу стартера. Выжатое сцепление предотвращает прокручивание механизма коробки передач. Если двигатель запустить при выключенной передаче крутящего момента, стартер будет испытывать повышенную нагрузку, ведь прокручивание валов при загустевшем масле приводит к их трению. При холодном пуске авто может продвигаться вперёд даже на включённой «нейтралке». За счёт чего это происходит?

Трансмиссионное масло имеет высокую густоту — зубчатые колеса «приклеиваются» к валам, тем самым, обуславливая движение авто. Далеко продвинутся на нейтральной передаче Вам всё-таки не удастся, но впереди стоящие машины вряд ли будут «рады» близкому соседству. Автомобиль с АКП стоит оставлять на закрытой парковке с отключёнными приборами и усилителем руля. Другие манипуляции в этом случае не требуются — достаточно поворота ключа, срабатывания бензонасоса и стартера.

При холодном запуске двигатель издаёт значительно большее количество шумов, чем обычно. Детали, подвергшиеся воздействию холода, уменьшаются в размерах, образуя зазоры, препятствующие полноценной работе. По стенкам цилиндров «громыхают» юбки поршней. Во время нагрева детали начинают расширяться, лишние звуки стихают, зазоры между ними уменьшаются. До достижения рабочей температуры в 50 °C ехать всё-таки не стоит — подождите ещё несколько минут.

Помимо двигателя автомобиль оснащён и другими функциональными системами. Температура смазочных смесей также поднимается, масло коробки автомат проходит через радиатор охлаждения — происходит дополнительный прогрев. После достижения рабочей температуры двигателя стоит «повременить» 5-10 минут для баланса между масляными смесями и автоматной жидкостью. Такой тип взаимодействия масел наблюдается у многих машин с механической КПП. Подогрев редукторных и гидроусилительных жидкостей не происходит, поскольку такая функция попросту отсутствует. Перед началом движения покрутите рулевое колесо для «разгона» масел. Также воздействуйте на педаль тормоза. Гидроусилитель «придёт в норму» в процессе езды. Первые 3-5 километров не допускайте резких рывков, плавно разгоняйтесь и тормозите. На неровностях дороги стоит дополнительно сбавлять скорость, так как амортизаторы тоже снабжены масляными жидкостями, нуждающимися в прогреве. При езде на «замёрзлом» авто ощущается каждый ухаб. В системе амортизации циркулирует масло повышенной вязкости, при её работе жидкость перетекает через специальные клапаны. Конструкция амортизаторов схожа со схемой шприца — имеется поршень с отверстием и запаянный носик. Масляная жидкость при надавливании движется в верхнюю часть механизма, передвижение поршня происходит плавно и неторопливо. Затруднение в работе амортизаторов обусловлено повышенной густотой смеси, которая не может быстро пройти через клапан. При передвижении по бездорожью (или по значительным выбоинам) вероятность поломки авто повышается. «Неадекватная» работа «холодной» системы мешает нормальной езде.

Автозапуск является несомненным плюсом для автомобилиста. Правда, при этом возможность выжать педаль сцепления исключается. В условиях холодного климата сигнальная система может безрезультатно заводить мотор, используя при этом большую часть аккумуляторной энергии. При включённой печке поток горячего воздуха после автозапуска авто может повредить лобовое стекло. Вот, пожалуй, и все минусы сигнализационного «организма».

Расставив все точки, стоит отметить, что греть двигатель нужно в любом случае. К примеру, на заснеженных трассах гонщики стремятся «уложиться» в стартовую минуту — доехать до следующего участка, не допустив простоя авто между отрезками. Если по каким-либо причинам холодного запуска не избежать следует поставить авто на низкую передачу, желательно первую, и не превышать показатель езды в 50 км/ч. При этом обороты двигателя для более «быстрого» перемещения должны быть ниже 2000 единиц.

Каждому водителю следует помнить, что двигатель и рабочие механизмы авто при холодной езде поддаются ускоренному износу!