Когда нужно менять ремень ГРМ и зачем это делать
Ремень газораспределительного механизма представляет собой резиновое полотно с объёмными выемками (зубчиками) с внутренней стороны. Несмотря на то, что ремень ГРМ находится сразу под капотом авто, не многие водители уделяют этому элементу должное внимание. При передвижении резиновая лента стирается. Её замена является неизбежной процедурой. Несвоевременное вмешательство приводит к выходу двигателя из строя, что влечёт за собой дополнительные ремонтные расходы. В руководстве по эксплуатации транспортного средства регламентирован протокол замены ремня. Рассмотрим наиболее интересующие автомобилистов вопросы, касаемые срока и правил проведения процедуры. Как поменять ремень в «кустарных» условиях и стоит ли прибегать к этому до поломки?
Механизм управления газораспределительными фазами (ГРМ) в тепловом двигателе состоит из ряда компонентов: одного или нескольких распределительных валов, движущих устройств к ним, впускных и выпускных клапанов для камеры сгорания, вспомогательных и передаточных звеньев. Ремень ГРМ «огибает» коленчатый и распределительный валы, тем самым, образуя гибкую связь между ними. Благодаря резиновому кольцу синхронно с поршневой системой приводятся в движение клапаны двигателя.
Резиновая смесь усилена специальными шнурами из кевлара или комплексной нити (стекловолокно). Именно эти элементы и обеспечивают эластичность ремня.
Как определить насущность замены
Интенсивная нагрузка на полотно ГРМ происходит по изогнутой траектории, при этом температура ремня повышается. Со временем на резиновой поверхности образуются «разломы», прочность шнура, соответственно снижается. Зубчатое строение обеспечивает закрепление ремня на определённых шарнирах. Но все меняется, как только характеристики резинового состава приходят в негодность — происходит растягивание ремня. Результатом этого является «соскок» звеньев, повреждение или обрыв полотна, а также амортизационный износ.
Диагностировать необходимость замены ремня достаточно сложно — «невооружённым глазом» заметить истирание компонентов невозможно, посторонние звуки при работе отсутствуют. Внимание стоит обратить на продолжительность использования детали. Потенциал работы ремня ГРМ зависит от типа двигателя и условий эксплуатации авто. Вариации безопасного использования колеблются в пределах 30-160 тысяч км.
Владельцу механизма не нужно пренебрегать заводскими параметрами замены. Для моторов разной мощности сроки осуществления процедуры отличаются. Однако, предполагаемое время эксплуатации ремня не всегда является точным числом. Тестирование механизмов проводится в идеальных условиях, чего на практике добиться не представляется возможным. Ежедневное простаивание в пробках и маневрирование на «холодном» ходе усугубляет состояние двигателя. «Скидку» стоит делать и на климатические характеристики региона, что в условиях российских реалий особо актуально. Например, цепной привод ГРМ выдерживает нагрузку на протяжении 100 км.
К чему приводит износ ремня
Обрыв ремня ГРМ, наряду с выходом из строя роликов, приводит к «расшатыванию» строя между рабочими валами. В головке блока цилиндров находятся клапаны, движение которых становится невозможным в случае обрыва резинового полотна. Синхронность работы системы нарушается, так как поршни двигателя продолжают функционировать даже при обрыве связи с клапанами. Губительное воздействие со стороны поршней (происходит повреждение клапанов вследствие удара по ним) приводит к выходу из строя каждого из участвующих в схеме компонентов. В наиболее запущенных случаях требуется замена всего мотора вместо того, чтоб вовремя поменять одну деталь.
Как произвести замену ремня ГРМ
Компоненты устройства для преобразования энергии внутреннего сгорания в большинстве случаев взаимосвязаны. Это значит, что замена одной детали, в данном случае ремня, требует соответствующих действий для сопутствующих элементов — натяжного и обводного роликов. Помимо вышеперечисленных манипуляций, в современных двигателях придётся менять и водяную помпу. Необходимость замены насоса для циркуляции охлаждающей жидкости вызвана тем, что при выходе из строя этого элемента «автоматически» обрывается и резиновое полотно. В случае с наличием приводного кольца, за счёт которого функционирует помпа, замена ремня ГРМ не производится, так как он не повреждается.
Профилактика и своевременное сервисное обслуживание авто позволит владельцу избежать финансовых трат на капитальный ремонт. Стоит отметить, что неквалифицированное вмешательство тоже чревато поломкой. Из возможных последствий наиболее распространёнными являются неправильная установка и недостаточная натяжка ремня.